Май 2012г.

 

Доклад на тему

Профессиональная подготовка и воспитательная работа (базовая основа) детей с легкой умственной отсталостью в ГБОУ НПО ПЛ №34

 

 

Сегодня приходится констатировать факт непрерывного роста количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. В связи с этим, важной государственной задачей является создание для них специальных условий обучения, профессиональной под­готовки и дальнейшего трудоустройства, направленных на ком­пенсацию пробелов в общеличностном развитии и обеспечение необходимых предпосылок для профессиональной и социальной адаптации.

Интеграция в общество человека с особыми образовательны­ми потребностями и ограниченной трудоспособностью означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных воз­можностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей. Концепция "нормализа­ции", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными интеллектуальными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы "нор­мализации" закреплены рядом международных правовых актов:

Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с откло­нениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.

Государственная политика Российской Федерации основывается на гуманистическом характере образования, его общедоступности, адаптивности к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся. Специализированное профессиональное образо­вание инвалидов предусматривает многоаспектное формирование личности (физическое, духовное, нравственное, профессиональ­ное) как гражданина общества.

Для людей с нарушениями в интеллектуальном развитии (в настоящее время — это наиболее многочисленный контингент, доставляющий инвалидность вследствие психических заболеваний) основой социализации и интеграции в общество является рудовая деятельность.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" профессиональная подготовка "имеет целью приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучаю­щегося" (ст. 21).

В настоящее  время подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии с медицинским диагнозом олигофрения в степени дебильности после окончания вспомогательных школ VIII вида, обеспечивающих общее образование, могут получить профессиональную подготовку по доступным для них профессиям в учреждениях начального профессионального образования в специально организованных группа  коррекционного обучения.

Лица с нарушениями интеллекта способны к освоению профессий, не связанных с интенсивной интеллектуальной или активной коммуникативной деятельностью, позволяющих им вести самостоятельный трудовой образ жизни и адаптироваться в обществе. Полноценную профессиональную подготовку по определенной  профессии способны получить только лица с легкой  степенью умственной отсталости (ЛУО).

Содержание профессиональной подготовки, его воспитательного  обучающего компонентов зависит не только от отклонения в развитии, но и от возраста человека. В профессиональных училищах получают подготовку учащиеся старшего подросткового и юношеского возраста. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и  конечные результаты которого определяются:

> структурными особенностями дефекта психики;

> сохранностью анализаторов, функций и систем организма;

> ограничением трудоспособности;

> условиями жизнедеятельности в образовательном учреждении и семье;

> возможностями и готовностью окружающего социума и системы образования к выполнению требований по их социализации;

> уровнем профессиональной компетенции педагогов и мастеров производственного обучения, психологов, социальных педагогов

Основой политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является их реабилитация, позволяющая достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их, самостоятельности и жизнедеятельности. Профессиональная подготов­ка, как система и процесс овладения навыками конкретной профессии, играет определяющую роль в профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, именно она создает основу для реализации принципа равных возможностей.

Профессиональная подготовка обучающихся должна носить непрерывный характер с учетом преемственности с трудовой подготовкой в специальной (коррекционной) школе и профес­сиональном училище, быть открытой и ориентированной одновременно на потребности рынка труда и индивидуальные, потребности обучающегося.   

"Образовательным учреждениям, организациям (предприятиям), занимающимся профессиональной подготовкой умственно отста­лых необходимо знать характеристику контингента лиц с нару­шениями в интеллектуальном развитии; особенности социально-трудовой адаптации и подбора вида деятельности; особенности построения их трудовой и профессиональной подготовки; виды производственных процессов, в которых можно использовать ра­бочих с отклонениями в интеллектуальном развитии; Перечень профессий, доступных для лиц с нарушениями развития; профес­сиональные характеристики профессий; модели учебных планов профессиональной подготовки; адаптированное содержание про­фессиональной подготовки в конкретном учреждении начального профессионального образования.

Профессиональная подготовка является основной реабилита­ции инвалидов с интеллектуальными нарушениями. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей профессией в училище, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни.

Уровень профессиональной подготовки может быть рекомендован в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, так для инвалидов с легкими нарушениями интеллекта профес­сиональная подготовка осуществляется по более широкому кругу специальностей в условиях профессиональных училищ Минобра­зования России, специализированных Минтруда России, а также непосредственно в коррекционных школах на основании норма­тивных правовых документов.

Специфические задачи трудовой подготовки вытекают из осо­бенностей развития учащихся и определяют его направленность на компенсацию недостатков мыслительной и речевой деятельно­сти, недоразвитие эмоционально-волевой сферы учащихся, само­стоятельности и активности, взаимодействия с другими людьми. Общей особенностью учащихся при выполнении любого вида тру­да является то, что они недостаточно внимательно выслушивают инструкцию, хотят скорее начать действовать. К началу обучения в профессиональном училище у них еще не выработана привычка к трудовому усилию, к организованности, к доведению начатой работы до конца. Дифференцированная моторика развита недоста­точно и сочетается с общей физической ослабленностью, сомати­ческими нарушениями и сложностями поведенческих реакций.

Представленная характеристика учащихся актуализирует важ­ность и необходимость осуществления целого комплекса адапта­ционных задач в процессе профессиональной подготовки. Суммирование недостатков не должно нивелировать наличие положи­тельных качеств учащихся, которые позволяют им овладеть учебной программой профессиональной подготовки в полном объеме.

Современное производство предъявляет к рабочим массовых профессий все более высокие требования. Повышается интенси­фикация производства, ручные операции механизируются и авто­матизируются. Выпускники групп коррекционного обучения профессиональных училищ в силу своих психофизических особенностей не могут в условиях конвейерного производства выполнять необходимое по норме количество операций. Практика последних лет показала, что профессиональная подготовка должна носить более универсальный, политехнический характер. Сегодня значи­тельно усложняется проблема трудоустройства выпускников, а, следовательно, и процесс их социально-трудовой адаптации.

Основными профессиями, по которым осуществляется профессиональная подготовка в профессиональных училищах общего типа Минобразования РФ и доступных для подростков с отклонениями от нормы в умственном развитии (данные представлены по Москве, 2002 г. и проранжированы по массовости подготовки в училищах), являются: «Оператор швейного оборудования, швея»; «Столяр»; «Маляр, штукатур»; «Повар»; «Слесарь»; «Переплетчик»; «Сборщик обуви»; «Штукатур, облицовщик, плиточник»; «Горничная»; «Помощник воспитателя»)

Образовательный процесс в коррекционных группах строится  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаю­щихся с целью создания максимально благоприятных условий для реабилитации и адаптации подростков с интеллектуальными недостатками в среде подростков, не имеющих отклонений в развитии и поведении. В связи с этим с профессиональных учи­лищах общего типа наряду с группами учащихся нормального развития открываются группы коррекционного обучения.

Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом:

• медицинских рекомендаций;

• государственных образовательных стандартов начального профессионального образования;

• Перечня профессий для лиц с ограниченными возможностями (в 2002г. разработан проект Перечня профессий начальной профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья, который в настоящее время находится на рассмотрении в Министерстве образования и Министерстве труда).

Штатное расписание профессионального училища, имеющего в структуре группы, скомплектованные из подростков с недостатками в умственном развитии, утверждается в соответствии с существующими положениями. Учебный план и программы профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии в образовательных учреждениях начального профессионального образования Министерства образования и учреждений Министерства труда и социального развития разрабатывается на основе модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования Минтруда РФ. Модель разработана Государственным Федеральным учреждением Учебно-методический кабинет Минтруда России и согласована с Управлением начального профессионального образования 4 января 2001г.

Модель учебного плана предусматривает подготовку в учреждениях начального профессионального образования рабочих первой ступени квалификации из числа лиц с легкими нарушениями в интеллектуальном развитии на базе коррекционного общеобразовательного учреждения VIII типа без получения среднего образования со сроком обучения 2 года.

Все обучение делится на два вида:

1. Обязательное обучение (раздел А), дополняемое предметами перечня по выбору (раздел Б) в рамках учебной недели.

2. Факультативное обучение (раздел В), организуемое за рамками учебной недели.

Обязательное обучение составляет 34-36 часа в неделю в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и включает разделы: Общеобразовательная подготовка и Профессиональная подготовка, а также резерв времени на профессиональную подготовку, консультации и экзамены. Объем времени на обязательное обучение, приведенный в модели для обучения без получения среднего (полного) общего образования увеличивается в зависимости продолжительности производственной практики, но не превышает продолжительность рабочего времени, установленного законодательством о труде и медицинскими рекомендациями, с учетом состояния здоровья обучаемых по соответствующим профессиям. Перечень факультативов самостоятельно определяется образовательным учреждением из расчета 2 часа в неделю за рамками 34 часовой учебной недели, но не более установленной 36 часовой недели.

Учебные планы и программы, разработанные на основе требований профессиональных характеристик по профессиям начального уровня квалификации должны учитывать продолжительность рабочего дня, чередование занятий теоретических предметов с производственным обучением. С целью развития навыков ремесленничества возможно увеличение количества часов на производственное обучение и производственную практику. Уточняются сроки обучения, структура учебного года, календарный график учебного процесса, структура специального курса и количество часов на каждую дисциплину, количество учебных дней, состав факульта­тивных предметов, перечень предметов, выносимых на экзамены резерв времени и прочее.

Раздел "Общеобразовательная подготовка включает гуманитарный и естественнонаучный блоки. В гуманитарный блок входят предметы развивающей направленности: история, основы российского, законодательства, физическая культура и др. Резерв времени может использоваться на предметы, способствующие социальной адаптации лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Занятия по основам Российского законодательства имеют важное значение для социальной адаптации учащихся. На уроках учащиеся знакомятся с основными положениями Конституции РФ и получают базовые знания по уголовному, семейному, трудовому, гражданскому и экологическому праву на доступном уровне, а также знания, необходимых для трудоустройства в условиях специализированного учреждения и, в особенности, для открытого рынка труда.

На уроках ОБЖ учащиеся постигают необходимые в наше время законы выживания: способы оказания первой помощи при травмах и чрезвычайных обстоятельствах и правила поведения в экстремальных ситуациях.

В ходе обучения физической культуре решаются оздоровительные образовательные и коррекционные задачи. В группах коррекционного обучения оно направлено на формирование и совершен­ствование ряда двигательных умений и навыков, которые являются необходимыми при овладении выбранной профессией, а также предусматривают сообщение учащимся элементарных сведений по вопросам укрепления здоровья и физического развития (о правильной осанке, дыхании, двигательном режиме и др.). Педагогические наблюдения свидетельствуют, что учащиеся проявляют большой интерес к спортивным играм (мини-футбол, волейбол, настольный теннис, баскетбол) и достигают в этом направлении хороших результатов. Развиваемая на уроках физической культуры моторная сфера учащихся, их двигательная активность, пространственная ориентировка благоприятно сказываются впоследствии на учебной деятельности в процессе изучения всех предметов профессиональной подготовки.

Для развития учащихся коррекционных групп особую значимость представляет предмет "Эстетическое воспитание". Он позволяет расширить кругозор подростков по вопросам быта, этикета, осуществлять воспитание чувств, формировать эстетические представления, закладывать основы моральных правил поведения и нравственных норм, этики производственных отношений и коммуникации, формировать умения переносить эстетические и этические категории на предметы и явления действительности.

В естественнонаучный блок могут входить отдельные темы по общеобразовательным предметам по профилю подготавливаемой профессии (за счет выделенного резерва времени). Содержание резерва определяется образовательным учреждением и может быть использовано для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по профессионально значимым общеобразовательным предметам, а также для изучения профильного материала, в том числе в рам­пах предметов, включенных в профессиональную подготовку.

Раздел «Профессиональная подготовка» включает циклы: общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный. Содержательное наполнение циклов предметами осуществляется в соответствии с тем производством и видом деятельности, к которой относится данная профессия, и учетом того, что содержание программ профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся не предполагает усвоение сложных видов работ.

Содержание общетехнического цикла для данного контингента предусматривает общие основы общетехнических дисциплин. Так, например, для подготовки швеи могут использоваться следующие предметы: черчение с основами конструирования, специальное рисование и др. На занятиях развивается восприятие предметов, различение формы, пропорций и цвета предметов, их пространственное взаиморасположение.

Содержание общепрофессионального (отраслевого) цикла в значительной мере определяется конкретным видом деятельности и отраслью, где данная профессия применяется. Данный цикл включает: материаловедение, основы охраны и безопасности труда и другие предметы.

Профессиональный цикл формируется по конкретной профессии. На его базе закладываются основы производственной адаптации учащихся к изменяющимся условиям производства.

Подавляющее число детей из этой группы при правильном воспитании, обучении и трудоустройстве к 15-20 годам способны настолько социально адаптироваться, что в быту их почти не отличить от нормально развивающихся детей. Это бывает в тех случаях, когда ребенок живет в психологически и социально защищенных условиях. Если жизненная ситуация меняется и к ребенку или к молодому человеку начинают предъявлять требования, не соответствующие его психическим возможностям, наступает дезадаптация. Таких детей и подростков около 70-75% от общего числа умственно отсталых, и дорога жизни у них складывается по-разному.

В процессе обучения и реабилитации этих детей большое место должны занимать семья, воспитатели, педагоги дошкольных учреждений и школы. Чтобы члены семьи могли включиться в работу, они должны пройти специальную подготовку. Воспитателям и педагогам специальных (коррекционных) детских садов и школ необходимо иметь глубокие знания о клинико-психологических и психолого-педагогических особенностях детей с умственной отсталостью. Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. И это обстоятельство все больше принимается во внимание, поэтому в последние годы положение детей с умственной отсталостью и их семей начинает меняться в лучшую сторону. Открываются специальные группы и классы «Особый ребенок», центры психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, много внимания уделяется помощи и поддержке родителей детей-инвалидов, появился ряд законодательных актов и целевых программ, направленных на улучшение положения детей,  в том числе и с глубоким нарушением интеллекта. Направление работ отечественных  и зарубежных специалистов предусматривает построение новых отношений между личностью ребенка и обществом, а также поиск оптимальных путей социализации и социальной защиты. Причем акцент в специальной поддержке делается не только не только на детский и подростковый периоды, но и на период взрослости, то есть на позднюю реабилитацию и обеспечение возможности самостоятельной жизни, работы и самообслуживания умственно отсталых лиц.

Переход от детства к взрослости сложен даже для лиц с нормальным развитием, тем более для людей с проблемами в развитии, в том числе с нарушением интеллекта.

Гипотетически можно полагать, что программа переходного периода от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью должна включать в себя ряд аспектов:

1)           социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаимодействие, организацию досуга);

2)           профессиональную подготовку (практика «закрытых мастерских» себя не оправдывает, лучше подготовить их для работы в сфере обслуживания – в магазинах, ресторанах, гостиницах, больницах и т.д.)

3)           обеспечение равных возможностей проживания (развитие самооценки и самопонимания, проявление себя вне привычных домашних или школьных условий, умение независимого функционирования).

 

Примерно такой схемы и придерживается коллектив ГБОУ НПО ПЛ №34 при работе с учащимися сиротами легкой умственной отсталости, выпускниками коррекционных школ 8-го вида.

В данной ситуации, самым действенным методом работы с детьми этой категории является совместное проживание, решение возникающих жизненных ситуаций, которые складываются в данный момент, без разделения на взрослых и детей, а также с разделением на социальные роли, которые действуют в данной ситуации. Таким образом, отношения строятся на равных, с проговариванием и обсуждением этих ситуаций, непосредственным решением жизненно-важных проблем, учитывая психическое состояние на данный момент конкретного ребенка.

 

 

Директор ГБОУ НПО ПЛ №34 г.Таруса                 Г.А.Заболотин